Ага, - подумал Зигмунд и посмотрел в другую сторону
Краткая история Сахалина и Курильских островов (1697- 2011) является моим личным небольшим хронологическим исследованием, которое я предоставляю на суд уважаемых форумчан. Полагаю, оно будет достаточно интересным для ознакомления, во всяком случае, для меня побудительным мотивом стал тот факт, что подобной подборки в сети не существует. Дореволюционные даты приведены по старому стилю. Автор является русским патриотом, чем объясняется возможно излишняя резкость суждений в отношении ряда исторических личностей. Во всяком случае, старался соблюдать объективность и не замалчивать неудобные факты. Я совсем не против копирования и размещения этого текста ещё где- то, но был бы признателен, если при этом будет ссылка на автора. С уважением, Серсков Д.Б., он же Serbal.
19 апреля 1991 года- В ходе официального визита в Японию М.С. Горбачёв официально признал наличие разногласий по территориальным вопросам между СССР и Японией.
22 мая 1992 года- Заместитель Министра иностранных дел РФ Г.Ф. Кунадзе представил Государственной комиссии по подготовке визита президента Ельцина в Японию, назначенного на сентябрь 1992 года, предложение МИДа передать Японии остров Шикотан и Малую Курильскую гряду (острова Хабомаи), как это было предусмотрено декларацией 1956 года, а также провести переговоры относительно судьбы Кунашира и Итурупа. Запланированный визит Ельцина в Японию не состоялся, в т.ч. из- за серьёзного противодействия в Верховном Совете подобному плану решения территориальной проблемы.
13 октября 1993 года- Согласно Токийской декларации "Президент РФ и Премьер- министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжёлого наследия прошлого, провели серьёзные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путём решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договорённости между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения".
ЧЕтать исчо 13 ноября 1998 года- Согласно Московской декларации "Президент РФ и Премьер- министр Японии, учитывая, что российская сторона передала ответ на предложение японской стороны по решению вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, сделанное в ходе встречи на высшем уровне в Каване в апреле с.г., дают указание своим правительствам активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых во время встреч на высшем уровне в Красноярске и Каване. Руководители обеих стран подтверждают свою решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 году. Для этого они поручают создать в рамках существующей Совместной Российско- Японской комиссии по вопросам заключения мирного договора подкомиссию по пограничному размежеванию. Президент и Премьер- министр поручают также создать подкомиссию по совместной хозяйственной деятельности на указанных островах, которая, действуя параллельно с подкомиссией по пограничному размежеванию, определила бы виды возможной совместной хозяйственной деятельности на островах, не наносящей ущерба юридическим позициям обеих сторон. Президент и Премьер- министр, исходя из гуманитарных соображений, в принципиальном плане договорились об организации максимально облегчённого, так называемого свободного, посещения островов японскими гражданами- бывшими жителями островов и членами их семей, и поручили проработать юридические и практические аспекты порядка таких посещений". Однако ни в 2000 году, ни до сих пор мирный договор между РФ и Японией так и не был заключён. Хотя опасные тенденции имеют место быть: в т.н. Иркутском заявлении Президента РФ В.В. Путина и Премьер- министра Японии Е. Мори от 25 марта 2001 года озвучен тезис "о заключении мирного договора путём решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи…"
14 ноября 2004 года- Заявление Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в эфире телеканала НТВ, о том, что для решения территориального вопроса с Японией, можно использовать тот же подход, что и с Китаем (отметив при этом, что на сегодняшний день декларация 1956 года- это основной международно- правовой документ, на котором базируются отношения РФ и Японии). Стоит отметить, что это заявление сделано ровно через месяц после подписания соглашения о безвозмездной передаче Китаю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на р. Амур.
12 мая 2009 года- Заявление Премьер- министра РФ В.В. Путина на пресс- конференции по итогам российско- японских переговоров о том, что Президент РФ Д.А. Медведев и Премьер- министр Японии Таро Асо на саммите G8 в Италии в этом году обсудят проблему заключения мирного договора между двумя странами. На этой встрече будут обсуждаться все варианты разрешения территориальной проблемы, а также условия заключения мирного договора.
3 июля 2009 года- Японский парламент принял поправку к закону "О специальных мерах, способствующих решению проблемы северных территорий", согласно которой Кунашир, Итуруп, Шикотан и острова Малой Курильской гряды (Хабомаи) объявлены "исконными территориями" Японии. Закон "О специальных мерах, способствующих решению проблемы северных территорий" с внесёнными в него поправками вступит в силу в апреле 2010 года. В указанном документе отмечается, что "государство приложит все усилия для скорейшего возвращения северных территорий, которые являются исконными территориями Японии".
7 июля 2009 года- Советом Федерации Федерального Собрания РФ заявлен протест в связи с принятием Парламентом Японии поправок к действующему с 1982 года закону "О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий". В нём констатируется следующее: "Несмотря на то, что решение о принадлежности всех Курильских островов принято по итогам Второй мировой войны и закреплено в Ялтинском соглашении и Потсдамской декларации, а также что согласно пункту «С» статьи 2 Сан- Францискского мирного договора "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года", японские политические круги на протяжении десятков лет усиленно муссируют этот вопрос по внутри- и внешнеполитическим соображениям. Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает принятые Парламентом Японии поправки в качестве крайне недружественного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии". Президенту РФ предложено: "рассмотреть вопрос о введении моратория на реализацию межправительственных договоренностей о взаимных безвизовых обменах между южными Курильскими островами и Японией", а также "рассмотреть иные меры для предотвращения провокационных действий со стороны Японии".
20 ноября 2009 года- Японское правительство в ответе на депутатский запрос председателя парламентского комитета по международным делам Мунэо Судзуки охарактеризовало современное состояние Южно- Курильских островов как "незаконно занятые Российской Федерацией".
24 ноября 2009 года- МИД России направил в МИД Японии ноту протеста в связи с документом японского правительства, где южные Курилы называются "незаконно оккупированными Россией". В частности, отмечается, что "Одобрение японским правительством документа, воспроизводящего вышеуказанную формулировку, не может быть расценено иначе, как неприемлемое. Нынешние шаги Токио вступают в противоречие с зафиксированным руководителями Российской Федерации и Японии обоюдным пониманием необходимости создать нормальную, взаимоуважительную атмосферу двустороннего сотрудничества, включая диалог по проблеме мирного договора и пограничного размежевания. Российская сторона готова продолжать соответствующий диалог только в таком ключе".
1 ноября 2010 года- Президент РФ Д.А. Медведев прибыл на о. Кунашир, в связи с чем Премьер- министр Японии Наото Кан заявил: "Четыре северных острова- это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории- это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года,- это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении". Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: "Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление". МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что "предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом РФ маршрутов своих поездок по территории РФ абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы".
2 ноября 2010 года- Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию.
4 февраля 2011 года- Директор Европейско- американского департамента МИД Японии заявил протест послу РФ по поводу визита министра обороны России А.Э. Сердюкова на Южные Курилы.
7 февраля 2011 года- Премьер- министр Японии Наото Кан, выступая на Общенациональном съезде за возвращение "северных территорий", осудил поездку Д.А. Медведева на Кунашир, охарактеризовав её как "непозволительную грубость".
Приложение 1. Правовой статус Сахалина по состоянию на 1875 год.
В связи с широко распространившимися измышлениями прояпонской пропаганды о том, что Сахалин к 1875 году якобы являлся неким "Русско- японским совладением" (что бы под этим не подразумевалось- совместное владение островом обеими сторонами или его фактический "раздел" на северную русскую и южную японскую части), имеет смысл рассмотреть статус острова Сахалин по состоянию на 1875 год с точки зрения международного права. 11 апреля 1853 года издан именной указ Николая I об установлении русского суверенитета над Сахалином, а уже к сентябрю 1853 году русские установили контроль над всей территорией острова (в частности Корсаков основан 22 сентября 1853 года- он находится на самом юге Сахалина). К 1875 году русская администрация и войска размещались в Александровске- Сахалинском (там же с 1869 года находилось управление Сахалинской каторги) и Корсакове. Таким образом, весь Сахалин реально контролировался Россией с сентября 1853 года, там имелась русская администрация и регулярные русские войска. Никаких японских административных органов, а равно японских войск на Сахалине до 1875 года не было, а потому наличие японских поселений не является аргументом, свидетельствующем о государственной принадлежности территории. Как например, не являлось "аргументом" наличие в Приморском крае на момент присоединения его к России трёх корейских поселений. С точки зрения международного права правовой статус совладения (кондоминиума) может быть установлен только межгосударственным договором, либо актом международной инстанции, признаваемым всеми сторонами. Например, острова Новые Гибриды в 1906- 1980 годах являлись совладением Великобритании и Франции (англо- французский договор 1906 года), остров Науру в 1920- 1968 годах был совладением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии (мандат Лиги Наций 1920 года). Таким образом, статус Сахалина как совладения, мог возникнуть только после заключения соответствующего международного договора. Такового в отношении острова Сахалин не существует. При установлении режима совладения территорией, закреплённого соответствующим международным договором, стороны в равной мере осуществляют свой суверенитет на всей территории совладения. В частности, упомянутыми Новыми Гибридами управляла объединённая англо- французская администрация во главе с британским и французским верховными комиссарами, полномочия которой распространялись на всю территорию островов. На Сахалине в 1855- 75 годах подобного административного органа, естественно, не существовало. Равно как нет никаких свидетельств того, что Япония в 1855- 1875 годах фактически осуществляла свой суверенитет над Сахалином (имела там официальную администрацию, полицию, войска и т.д.). Измышления японской пропаганды, что "Симодский трактат 1855 года подразумевал" или "диалог 1867 и 1875 гг. показывает", пустыми измышлениями и остаются… 14 июня 1869 года японский представитель на Сахалине Окамото Кансукэ в письменном виде заявил офицеру по особым поручениям генерал- губернатора Восточной Сибири и начальнику Сахалинского отряда Ф. М. Депрерадовичу, что "Правительство микадо считает недействительным Симодский договор, заключённый правительством сёгуната". Это полностью опровергает измышления о том, что согласно Симодскому трактату 1855 года Сахалин якобы находился в "совместном владении" России и Японии… Если так, то зачем японцам для утверждения на острове его денонсировать ? Какие проблемы, приходи и "совладей" Сахалином... Также опровергает версию о "совместном владении" и тот факт, что в качестве одного из возможных вариантов решения территориальной проблемы японцы (видимо, вдохновлённые успехами США в аналогичном направлении) предлагали продать им Южный Сахалин, тем самым признавая русский суверенитет над ним… Реально сложилась следующая ситуация: обе стороны (Япония в 1845 году, Россия в 1853 году) объявили о своём суверенитете над всем островом Сахалин. При этом Россия, в отличие от Японии, в 1853 году реально обеспечила осуществление своих суверенных прав. С точки зрения международного права Сахалин по состоянию на 1875 год являлся спорной территорией, над которой в полной мере реально осуществляется суверенитет одного государства (России), а другое государство (Япония) заявляет о своих правах на суверенитет над этой территорией. Прямым аналогом Сахалина- 1875 сегодня являются Фолклендские (Мальвинские) острова, суверенитет над которыми провозглашён как Великобританией, так и Аргентиной, но реально владеет островами Великобритания. Таким образом, Сахалин по состоянию на 1875 год являлся не "совладением", а российской территорией, на которую предъявляет претензии (но реально не контролирует) иностранное государство.
Приложение 2. Уничтожение японцами коренного населения Курильских островов.
Для начала имеет смысл рассказать о взаимоотношениях русских с местным населением в XVIII- XIX веках. Айны- древнейшее население Японских островов, Сахалина и Курил. Происхождение айнов точно не установлено, по современным теориям они близки алтайским и тунгусо- маньчжурским народам. Язык совершенно уникален (изолят). В расовом отношении айны сильно отличаются от современных японцев, являющихся потомками переселенцев с Корейского полуострова (см. фото группы айнов в традиционных костюмах):

В ходе освоения русскими Курильских островов в XVIII столетии не имело места сколько- нибудь серьёзных столкновений с местным населением. Айны оказались вполне комплиментарным к русским народом, к тому же имевшим определённую внешнюю схожесть с русскими (не случайно, что японцы в XVIII веке называли русских "рыжие айну"
. В административном отношении Курильские острова в XVIII столетии управлялись из Большерецка, где в то время находилась резиденция главного командира (коменданта) Камчатки. Сбор ясака производился отрядами русских казаков, в состав которых, по мере освоения островов всё чаще, а со второй половины XVIII века обязательно назначались айнские тойоны, выполнявшие также и функции переводчиков. Тойоны- переводчики были крещеными и носили русские имена и фамилии. Однако деятельность русских сбором ясака отнюдь не ограничивалась. Камчатская администрация успешно проводила в жизнь мероприятия по приобщению айнов к современной культуре и обращению их в христианство. В 1749 году на острове Шумшу была открыта первая школа для обучения детей айнов, в 1756 году на этом же острове была построена первая на Курильских островах церковь. После передачи Курильских островов в 1799 году под управление Русско- Американской компании, последняя продолжила проводить в жизнь политику просвещения и христианизации айнов. В 1800 году японцы захватили Южные Курилы, для местного населения которых короткий 22- летний период русского правления остался лишь малозначительным эпизодом. Однако, благодаря наличию на о. Уруп постоянного русского поселения, основанного в 1795 году, далее Итурупа японцы на север продвинуться не смогли. На момент заключения Петербургского договора 1875 года айны Центральных Курил уже свыше 100, а Северных Курил- 150 и более лет являлись русскими подданными. Притом гораздо более приличными и полезными для империи людьми, чем такие "россияне", как чечены и им подобные. Однако о судьбе местного населения при принятии решения об уступке островов Японии никто не подумал. А между тем, предвидеть дальнейшую судьбу айнов в составе Японии было нетрудно. Японцы паталогически ненавидели (и ненавидят) айнов, и на всём протяжении своей истории стремились их уничтожить. Уцелевших на Хоккайдо айнов во второй половине XIX века загнали в резервации, где и сегодня ещё проживает несколько тысяч человек. Однако им ещё можно сказать повезло, в отличие от жителей Курил. В 1885 году японцы осуществили тотальную "зачистку" Курильских островов. Айны со всего архипелага были свезены в резервацию на о. Шикотан. Естественно, ресурсы маленького острова и прилегающей к нему акватории не могли всех прокормить. Большая часть айнов умерла от голода. Оставшиеся влачили жалкое существование, с каждым годом их становилось всё меньше и меньше. В 1932 году в резервации на Шикотане умер последний айн. В томе XIV "Военной энциклопедии" (Санкт- Петербург, 1914 г.). есть примечательная фраза о населении Курил по состоянию на 1875 год: "на островах живут переселенцы- камчадалы, около 100 человек, а также аборигены - айно и курилы в количестве нескольких сотен". Кто такие "курилы"- не очень ясно (русско- айнские метисы ?), а вот "камчадалы"- это точно коряки. Скорее всего, никакой эвакуации коряков- поселенцев не было и японцы уничтожили их вместе с айнами. Для полного уничтожения коренного населения Курильских островов японцам потребовалось всего 47 лет. Гибель этих людей, большинство из которых было нашими соотечественниками, на совести Александра II и его окружения. Неизвестно, что стало с русскими священнослужителями на Курильских островах. При продаже Аляски в 1867 году права русской православной церкви на уступаемых территориях оговаривались особо, при сдаче Курильских островов в 1875 году- видимо нет. Православные священнослужители могли покинуть Курильские острова вместе с сотрудниками Русско- Американской компании в 1868 году, или после уступки островов в 1875 году, возможно однако, что кто- то из русских священнослужителей остался со своей паствой до конца. У меня нет никакой информации на этот счёт.
Приложение 3. Фрагмент карты Иркутского наместничества из атласа Российской империи 1796 года.

Хорошо видно, что все Курильские острова, до Кунашира и Шикотана включительно, являются российской территорией (частью Камчатского уезда).
P.S. Поскольку ни в коей мере не считаю себя истиной в последней инстанции, буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям по существу данного материала.
P.P.S. Русофобам- японофилам убедительная просьба не заниматься агитацией в пользу уступки т.н. "северных территорий" и не рассказывать баек наподобие того, что императорский указ от 22 декабря 1786 года якобы распространялся только на северные и центральные острова до Урупа, ну и т.п. вплоть до нашего времени.
19 апреля 1991 года- В ходе официального визита в Японию М.С. Горбачёв официально признал наличие разногласий по территориальным вопросам между СССР и Японией.
22 мая 1992 года- Заместитель Министра иностранных дел РФ Г.Ф. Кунадзе представил Государственной комиссии по подготовке визита президента Ельцина в Японию, назначенного на сентябрь 1992 года, предложение МИДа передать Японии остров Шикотан и Малую Курильскую гряду (острова Хабомаи), как это было предусмотрено декларацией 1956 года, а также провести переговоры относительно судьбы Кунашира и Итурупа. Запланированный визит Ельцина в Японию не состоялся, в т.ч. из- за серьёзного противодействия в Верховном Совете подобному плану решения территориальной проблемы.
13 октября 1993 года- Согласно Токийской декларации "Президент РФ и Премьер- министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжёлого наследия прошлого, провели серьёзные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путём решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договорённости между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения".
ЧЕтать исчо 13 ноября 1998 года- Согласно Московской декларации "Президент РФ и Премьер- министр Японии, учитывая, что российская сторона передала ответ на предложение японской стороны по решению вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, сделанное в ходе встречи на высшем уровне в Каване в апреле с.г., дают указание своим правительствам активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых во время встреч на высшем уровне в Красноярске и Каване. Руководители обеих стран подтверждают свою решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 году. Для этого они поручают создать в рамках существующей Совместной Российско- Японской комиссии по вопросам заключения мирного договора подкомиссию по пограничному размежеванию. Президент и Премьер- министр поручают также создать подкомиссию по совместной хозяйственной деятельности на указанных островах, которая, действуя параллельно с подкомиссией по пограничному размежеванию, определила бы виды возможной совместной хозяйственной деятельности на островах, не наносящей ущерба юридическим позициям обеих сторон. Президент и Премьер- министр, исходя из гуманитарных соображений, в принципиальном плане договорились об организации максимально облегчённого, так называемого свободного, посещения островов японскими гражданами- бывшими жителями островов и членами их семей, и поручили проработать юридические и практические аспекты порядка таких посещений". Однако ни в 2000 году, ни до сих пор мирный договор между РФ и Японией так и не был заключён. Хотя опасные тенденции имеют место быть: в т.н. Иркутском заявлении Президента РФ В.В. Путина и Премьер- министра Японии Е. Мори от 25 марта 2001 года озвучен тезис "о заключении мирного договора путём решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи…"
14 ноября 2004 года- Заявление Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в эфире телеканала НТВ, о том, что для решения территориального вопроса с Японией, можно использовать тот же подход, что и с Китаем (отметив при этом, что на сегодняшний день декларация 1956 года- это основной международно- правовой документ, на котором базируются отношения РФ и Японии). Стоит отметить, что это заявление сделано ровно через месяц после подписания соглашения о безвозмездной передаче Китаю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на р. Амур.
12 мая 2009 года- Заявление Премьер- министра РФ В.В. Путина на пресс- конференции по итогам российско- японских переговоров о том, что Президент РФ Д.А. Медведев и Премьер- министр Японии Таро Асо на саммите G8 в Италии в этом году обсудят проблему заключения мирного договора между двумя странами. На этой встрече будут обсуждаться все варианты разрешения территориальной проблемы, а также условия заключения мирного договора.
3 июля 2009 года- Японский парламент принял поправку к закону "О специальных мерах, способствующих решению проблемы северных территорий", согласно которой Кунашир, Итуруп, Шикотан и острова Малой Курильской гряды (Хабомаи) объявлены "исконными территориями" Японии. Закон "О специальных мерах, способствующих решению проблемы северных территорий" с внесёнными в него поправками вступит в силу в апреле 2010 года. В указанном документе отмечается, что "государство приложит все усилия для скорейшего возвращения северных территорий, которые являются исконными территориями Японии".
7 июля 2009 года- Советом Федерации Федерального Собрания РФ заявлен протест в связи с принятием Парламентом Японии поправок к действующему с 1982 года закону "О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий". В нём констатируется следующее: "Несмотря на то, что решение о принадлежности всех Курильских островов принято по итогам Второй мировой войны и закреплено в Ялтинском соглашении и Потсдамской декларации, а также что согласно пункту «С» статьи 2 Сан- Францискского мирного договора "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года", японские политические круги на протяжении десятков лет усиленно муссируют этот вопрос по внутри- и внешнеполитическим соображениям. Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает принятые Парламентом Японии поправки в качестве крайне недружественного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии". Президенту РФ предложено: "рассмотреть вопрос о введении моратория на реализацию межправительственных договоренностей о взаимных безвизовых обменах между южными Курильскими островами и Японией", а также "рассмотреть иные меры для предотвращения провокационных действий со стороны Японии".
20 ноября 2009 года- Японское правительство в ответе на депутатский запрос председателя парламентского комитета по международным делам Мунэо Судзуки охарактеризовало современное состояние Южно- Курильских островов как "незаконно занятые Российской Федерацией".
24 ноября 2009 года- МИД России направил в МИД Японии ноту протеста в связи с документом японского правительства, где южные Курилы называются "незаконно оккупированными Россией". В частности, отмечается, что "Одобрение японским правительством документа, воспроизводящего вышеуказанную формулировку, не может быть расценено иначе, как неприемлемое. Нынешние шаги Токио вступают в противоречие с зафиксированным руководителями Российской Федерации и Японии обоюдным пониманием необходимости создать нормальную, взаимоуважительную атмосферу двустороннего сотрудничества, включая диалог по проблеме мирного договора и пограничного размежевания. Российская сторона готова продолжать соответствующий диалог только в таком ключе".
1 ноября 2010 года- Президент РФ Д.А. Медведев прибыл на о. Кунашир, в связи с чем Премьер- министр Японии Наото Кан заявил: "Четыре северных острова- это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории- это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года,- это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении". Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: "Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление". МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что "предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом РФ маршрутов своих поездок по территории РФ абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы".
2 ноября 2010 года- Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию.
4 февраля 2011 года- Директор Европейско- американского департамента МИД Японии заявил протест послу РФ по поводу визита министра обороны России А.Э. Сердюкова на Южные Курилы.
7 февраля 2011 года- Премьер- министр Японии Наото Кан, выступая на Общенациональном съезде за возвращение "северных территорий", осудил поездку Д.А. Медведева на Кунашир, охарактеризовав её как "непозволительную грубость".
Приложение 1. Правовой статус Сахалина по состоянию на 1875 год.
В связи с широко распространившимися измышлениями прояпонской пропаганды о том, что Сахалин к 1875 году якобы являлся неким "Русско- японским совладением" (что бы под этим не подразумевалось- совместное владение островом обеими сторонами или его фактический "раздел" на северную русскую и южную японскую части), имеет смысл рассмотреть статус острова Сахалин по состоянию на 1875 год с точки зрения международного права. 11 апреля 1853 года издан именной указ Николая I об установлении русского суверенитета над Сахалином, а уже к сентябрю 1853 году русские установили контроль над всей территорией острова (в частности Корсаков основан 22 сентября 1853 года- он находится на самом юге Сахалина). К 1875 году русская администрация и войска размещались в Александровске- Сахалинском (там же с 1869 года находилось управление Сахалинской каторги) и Корсакове. Таким образом, весь Сахалин реально контролировался Россией с сентября 1853 года, там имелась русская администрация и регулярные русские войска. Никаких японских административных органов, а равно японских войск на Сахалине до 1875 года не было, а потому наличие японских поселений не является аргументом, свидетельствующем о государственной принадлежности территории. Как например, не являлось "аргументом" наличие в Приморском крае на момент присоединения его к России трёх корейских поселений. С точки зрения международного права правовой статус совладения (кондоминиума) может быть установлен только межгосударственным договором, либо актом международной инстанции, признаваемым всеми сторонами. Например, острова Новые Гибриды в 1906- 1980 годах являлись совладением Великобритании и Франции (англо- французский договор 1906 года), остров Науру в 1920- 1968 годах был совладением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии (мандат Лиги Наций 1920 года). Таким образом, статус Сахалина как совладения, мог возникнуть только после заключения соответствующего международного договора. Такового в отношении острова Сахалин не существует. При установлении режима совладения территорией, закреплённого соответствующим международным договором, стороны в равной мере осуществляют свой суверенитет на всей территории совладения. В частности, упомянутыми Новыми Гибридами управляла объединённая англо- французская администрация во главе с британским и французским верховными комиссарами, полномочия которой распространялись на всю территорию островов. На Сахалине в 1855- 75 годах подобного административного органа, естественно, не существовало. Равно как нет никаких свидетельств того, что Япония в 1855- 1875 годах фактически осуществляла свой суверенитет над Сахалином (имела там официальную администрацию, полицию, войска и т.д.). Измышления японской пропаганды, что "Симодский трактат 1855 года подразумевал" или "диалог 1867 и 1875 гг. показывает", пустыми измышлениями и остаются… 14 июня 1869 года японский представитель на Сахалине Окамото Кансукэ в письменном виде заявил офицеру по особым поручениям генерал- губернатора Восточной Сибири и начальнику Сахалинского отряда Ф. М. Депрерадовичу, что "Правительство микадо считает недействительным Симодский договор, заключённый правительством сёгуната". Это полностью опровергает измышления о том, что согласно Симодскому трактату 1855 года Сахалин якобы находился в "совместном владении" России и Японии… Если так, то зачем японцам для утверждения на острове его денонсировать ? Какие проблемы, приходи и "совладей" Сахалином... Также опровергает версию о "совместном владении" и тот факт, что в качестве одного из возможных вариантов решения территориальной проблемы японцы (видимо, вдохновлённые успехами США в аналогичном направлении) предлагали продать им Южный Сахалин, тем самым признавая русский суверенитет над ним… Реально сложилась следующая ситуация: обе стороны (Япония в 1845 году, Россия в 1853 году) объявили о своём суверенитете над всем островом Сахалин. При этом Россия, в отличие от Японии, в 1853 году реально обеспечила осуществление своих суверенных прав. С точки зрения международного права Сахалин по состоянию на 1875 год являлся спорной территорией, над которой в полной мере реально осуществляется суверенитет одного государства (России), а другое государство (Япония) заявляет о своих правах на суверенитет над этой территорией. Прямым аналогом Сахалина- 1875 сегодня являются Фолклендские (Мальвинские) острова, суверенитет над которыми провозглашён как Великобританией, так и Аргентиной, но реально владеет островами Великобритания. Таким образом, Сахалин по состоянию на 1875 год являлся не "совладением", а российской территорией, на которую предъявляет претензии (но реально не контролирует) иностранное государство.
Приложение 2. Уничтожение японцами коренного населения Курильских островов.
Для начала имеет смысл рассказать о взаимоотношениях русских с местным населением в XVIII- XIX веках. Айны- древнейшее население Японских островов, Сахалина и Курил. Происхождение айнов точно не установлено, по современным теориям они близки алтайским и тунгусо- маньчжурским народам. Язык совершенно уникален (изолят). В расовом отношении айны сильно отличаются от современных японцев, являющихся потомками переселенцев с Корейского полуострова (см. фото группы айнов в традиционных костюмах):

В ходе освоения русскими Курильских островов в XVIII столетии не имело места сколько- нибудь серьёзных столкновений с местным населением. Айны оказались вполне комплиментарным к русским народом, к тому же имевшим определённую внешнюю схожесть с русскими (не случайно, что японцы в XVIII веке называли русских "рыжие айну"

Приложение 3. Фрагмент карты Иркутского наместничества из атласа Российской империи 1796 года.

Хорошо видно, что все Курильские острова, до Кунашира и Шикотана включительно, являются российской территорией (частью Камчатского уезда).
P.S. Поскольку ни в коей мере не считаю себя истиной в последней инстанции, буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям по существу данного материала.
P.P.S. Русофобам- японофилам убедительная просьба не заниматься агитацией в пользу уступки т.н. "северных территорий" и не рассказывать баек наподобие того, что императорский указ от 22 декабря 1786 года якобы распространялся только на северные и центральные острова до Урупа, ну и т.п. вплоть до нашего времени.
Отредактированно Serbal (07.02.2011 21:57:35)