Ага, - подумал Зигмунд и посмотрел в другую сторону

Работа с путями (Path) в Photoshop


Оглавление

  • Предисловие.
  • Что такое путь, или Немного теории.
  • Инструменты Adobe Photoshop для работы с путями.
  • Учитесь работать быстро.
  • Сколько ставить точек, или Чем «хороший путь» отличается от
    «плохого».
  • Многовариантность построений, или Чей путь лучше.
  • Несколько размышлений о практической работе с путями.
  • Редактирование путей.
  • Что можно делать при помощи путей.
  • Как сделать изолят.

Предисловиечитать дальше


Уже второе десятилетие Adobe Photoshop является лидирующим программным пакетом в области обработки растровой графики. И произошло это не потому, что он имеет какие-то уникальные, недоступные в других программах инструменты, а потому, что набор этих инструментов продуман и сбалансирован, а логика их работы прозрачна для понимания пользователя. Такая «прозрачность» позволяет оператору легко прогнозировать результат работы каждого конкретного инструмента. Основываясь на этом прогнозе и собственном опыте, оператор может вырабатывать как методику применения отдельного инструмента, так и алгоритм комплексной
обработки изображения.



Специалист отличается от начинающего тем, что для решения задачи не будет искать магический фильтр с одной кнопкой «сделать красиво», а создаст или адаптирует уже известную по другим задачам последовательность работы с обычными инструментами, необходимую для ее решения. Работа эксперта будет отличаться только тем, что такая последовательность будет короче, а результат — качественнее.



Именно в этом и состоит вся мощь Photoshop. Она скрыта не в палитрах с инструментами и настройками, а в головах операторов. В очередной раз подтверждается старый добрый армейский принцип: «Воюет не оружие, воюют люди».



На данный момент выпущено много хороших справочников по Adobe Photoshop. Они содержат множество примеров и подробных объяснений того, как работают инструменты. Но эти книги не обучают тому, как применять инструменты на практике. Изучение таких справочников позволит вам сдать экзамен и стать сертифицированным специалистом Adobe, но реальной работе над изображением вы не научитесь.



Информация по методикам работы обычно погребена под валом статей в духе «как нарисовать вот такую вот прикольную кнопочку» и книг, являющихся, по сути, сборниками таких статей. Из них тоже можно почерпнуть массу полезных сведений и приемов, но стройной методологии в них чаще всего нет.



Предлагаю вашему вниманию статью о работе с путями, которая, надеюсь, позволит начинающим сразу системно осваивать работу с ними, а опытным — систематизировать уже имеющиеся знания. Я специально не затрагивал вопросы настроек инструментов. Это можно найти в справочной литературе. Также я не приводил примеры обтравки конкретных картинок, чтобы не отвлекать от главного: приемов и особенностей построения пути и навыков экономной быстрой работы.


Что такое путь, или Немного теории

Путь (Path) в Photoshop — это векторное включение в растровую картинку. Он может использоваться как самостоятельно (атрибут Clipping Path, Vector Mask), так и в качестве заготовки для последующих операций по обработке изображения: создания выделений, обрисовки инструментами и т.д.



Как и любой векторный элемент, путь представляет собой кривую Безье и является фигурой, заданной при помощи математических функций. Последнее означает, что при любом увеличении путь остается гладким и, следовательно, допускает любое масштабирование и любое количество произвольных геометрических преобразований без потери качества.



Кривая Безье состоит из опорных точек (Anchor Points) и отрезков, которые их соединяют. Эти отрезки могут быть прямолинейными или криволинейными. В первом случае путь представляет собой ломаную линию, во втором — кривую. Для задания параметров кривой, выходящей из опорной точки, используются направляющие, в простонародье часто называемые «усами». Направление «уса» задает касательную к дуге на выходе из опорной точки, а длина «уса» — степень ее кривизны.



Направляющие, которые выходят из опорной точки, могут быть связаны между собой, то есть образовывать угол в 180 градусов. В таком случае в данной опорной точке мы получаем «точку перегиба» кривой. Направляющие могут быть развязаны, тогда они образуют любой заданный нами угол. Также может отсутствовать одна из них или обе. В этих случаях в опорной точке мы получим «точку перелома» кривой.



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

На рисунке приведены примеры, иллюстрирующие описанное выше:


  1. Ломаная линия.
  2. Кривая линия.
  3. Зависимость угла выхода кривой из опорной точки от положения направляющей.
  4. Зависимость кривизны кривой от длины направляющей.
  5. Точки перегиба кривой.
  6. Точки перелома кривой.

Инструменты Adobe Photoshop для работы с путями

Пути находятся на палитре Paths. Если начать строить новую кривую, когда ни один из путей не активен, кривая будет построена в автоматически создавшемся пути «Work Path». Иначе кривая будет строиться в активном пути.



Обратите внимание: путь «Work path» может быть только один. Поэтому если вы его создадите, деактивируете и начнёте строить новую кривую, существующий «Work Path» будет уничтожен вместе со всеми содержащимися в нём кривыми. Вместо него Photoshop
создаст новый «Work Path» с новым контуром.



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

Pen Tool или «перышко» — основной инструмент для построения путей. Логика его работы проста. При первом клике мышью в месте нахождения пера ставится первая опорная точка пути без направляющих. При каждом последующем клике ставится очередная опорная точка пути без направляющих, соединенная с предыдущей точкой отрезком прямой. Если при клике не отпускать кнопку мыши и потянуть перо в сторону, то из новой опорной точки вытягивается пара направляющих, связанных не только по направлению, но и по длине. Направляющие можно растягивать и позиционировать до тех пор, пока не отпущена кнопка мыши. Если после установки точки и растягивания направляющих, не отпуская кнопку мыши, зажать клавишу Alt, задняя направляющая остается в текущей позиции, передняя отвязывается от нее и допускает самостоятельное позиционирование. Если отпустить клавишу Alt, привязка направляющих друг к другу восстанавливается. При отпускании кнопки мыши опорная точка и направляющие фиксируются
в текущем положении, инструмент готов к постановке следующей точки.



Чтобы замкнуть путь, надо навести перо на первую точку пути (рядом с изображением курсора появится маленький кружок) и кликнуть на ней. Чтобы прекратить строить путь, оставив его незамкнутым, выберите инструмент Direct Selection Tool и кликните в любом месте картинки, свободном от путей. Чтобы продолжить построение ранее созданного незамкнутого пути, кликните перышком на его крайней точке.



Freeform Pen Tool практически не представляет интереса при обтравке объектов, но подойдет иллюстраторам для построения вспомогательных путей, необходимых для художественной обработки картинки. Логика работы: рисуете произвольную кривую и сразу после отпускания кнопки мыши она превращается в путь.



Add/Delete Anchor Point Tool — братья-близнецы. Предназначены для добавления/удаления опорных точек. Логика работы Add Anchor Point Tool: наведите инструмент на путь в любом его месте, кликните — в этом месте пути добавится опорная точка. Длина
направляющих соседних опорных точек будет пересчитана таким образом, чтобы форма кривой сохранилась. Логика работы Delete Anchor Point Tool: кликните по опорной точке активного в данный момент пути — эта опорная точка удалится. Длина направляющих соседних опорных точек будет пересчитана таким образом, чтобы новый путь был максимально близок к исходному.



Обратите внимание: при удалении опорной точки путь изменяет свою форму, даже если точка была только что добавлена и форма пути в принципе могла быть сохранена без нее.



Convert Point Tool или «галочка» — инструмент для работы с направляющими. Логика работы: кликните на опорную точку и, не отпуская кнопку мыши, потяните ее в сторону. Инструмент поведет себя так же, как перышко (см. выше). Кликните по опорной точке, имеющей направляющие — они будут удалены. Кликните по крайней точке направляющей и, не отпуская кнопки мыши, потяните её — направляющие для этой опорной точки будут развязаны, и вы сможете управлять одной из них.



Обратите внимание: вновь связать направляющие невозможно, вы можете только удалить направляющие для данной опорной точки и потом вытянуть их заново.



Path Selection Tool (аналог Selection Tool в Adobe Illustrator) или «черная стрелка» — выделяет весь путь целиком и позволяет его двигать.



Direct Selection Tool или «белая стрелка» — инструмент для работы с отдельными элементами пути. Позволяет выделять и передвигать их. Выделение элемента возможно либо непосредственным кликом на нем (для выделения дополнительных элементов кликните по ним, держа нажатой клавишу Shift), либо выделением области — нажмите на кнопку мыши и, не отпуская, потяните курсор в сторону. После выделения нужной области отпустите кнопку мыши. Все элементы путей, попавшие в эту область, будут выделены.



Особенности работы:

  • при выделении опорной точки показываются ее направляющие;
  • при выделении криволинейного отрезка показываются задающие его направляющие;
  • если направляющие развязаны, они правятся независимо друг от друга;
  • если направляющие связаны, связка сохраняется только по направлению; по длине направляющиеправятся независимо друг от друга;
  • если выделить прямолинейный отрезок и сдвинуть его, сдвинутся задающие его опорные точки;
  • если выделить криволинейный отрезок и сдвинуть его, опорные точки останутся на месте, направляющие не изменят своего направления, но будут менять длину пропорционально сдвигу вдоль каждой из них, в результате изменится форма кривой.

Есть еще группа инструментов для построения путей стандартных форм: прямоугольники, эллипсы и т.д., но они подходят для обтравки еще меньше, чем Freeform Pen Tool, и интереса для нас не представляют.



Учитесь работать быстро

Мне не раз приходилось видеть, как пытаются строить пути начинающие обтравщики. Взяв «перо», расставляют ломаную линию, грубо передающую контур объекта, переключаются на «галочку» и растягивают из каждой точки направляющие. В финале берется
«белая стрелка» и начинается третий раунд ползания вдоль пути в попытках выставить его по контуру объекта. В результате: масса времени, потраченного зря на многократное прохождение вдоль пути, и упорное нежелание последнего «садиться» на контур. Сейчас
я расскажу, как оптимизировать этот процесс, но сначала...



Немного истории.



Первая мышь была изобретена Дугласом Энгельбартом в Стэндфордском университете. Она имела одну кнопку. Это было в 1962 году. А в 1968 году он же продемонстрировал мышь с трёмя кнопками. По его словам, он хотел сделать пятикнопочную мышь. Дальше мышью занималась компания Xerox. В начале 70-х она стала комплектовать ею один из своих компьютеров. После приобретения у Xerox лицензии на использование оконного интерфейса (да-да, «форточки» придумала Xerox) перед Apple встал вопрос: сколько кнопок делать на мыши?



Я слышал историю, что команда Стива Джобса провела тест, который показал: наличие второй кнопки увеличивает количество ошибок оператора при работе с мышью в полтора раза. Не знаю, был ли такой тест в действительности, или роль сыграла лучшая эргономика, а может быть, все это было красивым маркетинговым ходом, но Apple сделала свою мышь однокнопочной.



Вопрос расширения функциональности был решен красиво — задействовали простаивающую руку. Под левую руку на клавиатуре поместили четыре клавиши (Command, Option, Control и Shift). Зажав их в различных комбинациях, оператор изменял функциональное назначение единственной кнопки мыши. В результате появилась мышь с 16 «виртуальными» кнопками. Можно сколько угодно смеяться над «ретроградами из фруктовой компании», которые долго отказывались добавлять вторую кнопку, и доказывать удобство вызова контекстного меню правой кнопкой мыши без привлечения второй руки. Но иметь до шестнадцати инструментов, «подвешенных» на одной кнопке, в работе гораздо удобнее, чем одно контекстное меню.


Разработчики программного обеспечения, сотрудничавшие с Apple (в том числе и Adobe), активно использовали эту идею в своих программных продуктах. Вместе с их адаптированными версиями она пришла и на платформу Windows.



Хотите работать с путями быстро — забудьте обо всех инструментах, кроме пера! Не надо переключаться между ними. При нажатии комбинации управляющих клавиш перо может временно (пока нажаты клавиши) переключаться во все эти инструменты. Я приведу список для Mac'а, потренируйтесь, и вы найдете эквивалентные сокращения на PC (Mac «Cmd» соответствует PC «Ctrl»):


  • Pen Tool + «Cmd» = Direct Selection Tool.

  • Pen Tool + «Alt» = Convert Point Tool.

  • Pen Tool + навести курсор на отрезок активного пути = Add Anchor Point Tool.

  • Pen Tool + навести курсор на не концевую опорную точку активного пути = Delete Anchor Point Tool.

  • Pen Tool + «Ctrl» = Выпадает меню из палитры Path.

  • Pen Tool + «Cmd»+«Alt»+ однократный клик мыши на пути = Path Selection Tool выделяет данный путь целиком.

  • Pen Tool + «Cmd»+«Alt» + клик мышью на путь и движение мыши, не отпуская кнопку = Direct Selection Tool с дублированием: выделяет данный путь и копирует его на новое место.


И еще одно очень важное клавиатурное сокращение. Если у вас выбран любой инструмент, кроме инструментов работы с текстом непосредственно в момент его редактирования, нажатие на пробел превращает его в «лапу» (Hand Tool). Таким образом, вы можете оперативно двигать перед собой область редактирования, не используя инструменты изменения масштаба изображения и прокрутки экрана.



Теперь, когда у нас в руках оказались все инструменты для работы с путями, поговорим об оптимальной последовательности создания пути. Предположим, что, глядя на контур объекта, вы уже представляете, в каких местах вам надо будет поставить опорные точки и как растянуть направляющие (об этом мы поговорим чуть позже). Сейчас разберем исключительно техническую
последовательность операций.



1. Ставим первую точку пути и, не отпуская кнопку мыши, вытягиваем из нее направляющую с таким расчетом, чтобы после постановки следующей опорной точки образовавшийся криволинейный отрезок пути повторил контур объекта.



2. Ставим следующую опорную точку пути и, не отпуская кнопку мыши, вытягиваем из нее направляющие, ориентируясь на длину и направление задней направляющей так, чтобы образовавшийся криволинейный отрезок пути повторил контур объекта.



3а. Если это точка перегиба, отпускаем кнопку мыши и, зажав «Cmd» (временно получив таким образом Direct Selection Tool), исправляем длину передней направляющей последней опорной точки с таким расчетом, чтобы после постановки следующей опорной точки образовавшийся криволинейный отрезок пути повторил контур объекта.



3б. Если это точка перелома, не отпуская кнопку мыши и зажав «Alt» (см. логику работы Pen Tool), исправляем длину и направление передней направляющей последней опорной точки с таким расчетом, чтобы после постановки следующей опорной точки образовавшийся криволинейный отрезок пути повторил контур объекта.



4. Повторяем шаги 2-3, пока путь не будет построен.



Подробное описание выглядит несколько громоздко, но выполнение данной последовательности операций просто и эффективно.



В идеале нужно обрабатывать каждую точку «в одно касание»: поставили точку, выставили направляющие — и больше к ней не возвращаемся. Конечно, в реальности приходится подправлять положение предыдущей точки (а то и двух) и ее направляющих, но надо стремиться делать это как можно реже.



По опыту обучения людей могу сказать, что самостоятельно поработав 2-3 дня и внимательно следя за выполнением данной методики, человек стабильно выходит на уровень среднего обтравщика. Технически он работает грамотно, инструменты применяет эффективно — без потери времени на переключение между ними и возврат к уже построенным элементам пути — и ему остается только развивать способность видеть, где надо ставить следующую точку и как растянуть направляющие, чтобы путь «сел» на контур объекта.



Сколько ставить точек, или Чем «хороший путь» отличается от «плохого»

Подавляющее большинство контуров реальных объектов (мы говорим прежде всего об обтравке фотографий, а не о рисовании дизайнером собственных композиций) имеют форму «волны». Эта «волна» может быть разной. Пологой и почти неотличимой от прямой или крутой и напоминающей гребенку. Регулярной и повторяющейся, как синусоида, или случайной и непериодической, как складки на одежде. Но принципиально она все равно остается волной. Основная задача при построении пути: разбить волну на элементарные участки, каждый из которых хорошо аппроксимируется единичным (т.е. расположенным между соседними опорными точками) криволинейным отрезком кривой Безье.



Чтобы проще было в этом разобраться, посмотрите на рисунок:



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

На нем показаны некоторые характерные формы (примитивы) единичного отрезка. Естественно, это лишь капля в море: форм этих может быть бесконечное множество, но общую тенденцию можно заметить. Большинство таких примитивов представляют несколько искаженную четверть окружности.

 

Исключение составляют две правые колонки, где приведены волнообразные формы. Но будьте осторожны: чем больше амплитуда такой волны, тем более вырожденной (прямолинейной) получается ее средняя часть.



После мысленного разбиения контура на подобные примитивы построение пути сводится к постановке опорных точек между ними и вытягиванию направляющих для придания примитивам необходимой формы. При этом в точке перегиба направляющие соседних примитивов должны быть связаны, то есть, направлены под одним и тем же углом.



Как я уже говорил, вся работа делается «на лету»: наметили примитив, сразу его построили, намечаем следующий. Чтобы не попадать в ситуации «не знаю, куда теперь поставить следующую точку», каждый раз намечая текущий отрезок, прикиньте на 1-2 отрезка вперед. Попробуйте понаблюдать за изменением формы примитива, двигая направляющие, и прочувствовать ее. Это позволит вам понять, какие участки контура можно отобразить с помощью одного примитива, а какие нельзя, и, следовательно, придется разбивать на более короткие отрезки. Еще это сильно поможет с построением направляющей из первой точки отрезка (пункт 3а-3б в последовательности построения пути), ведь ее придется выставлять, еще не видя самого отрезка.



Не пугайтесь, все это проще делать, чем описывать. Тренируйтесь сразу на реальных работах. Во-первых, это имеет практическую пользу. Во-вторых, лучше откладывается в памяти. Через 2-3 десятка работ вы будете «контурить» уверенно и быстро. И всегда следите за соблюдением двух принципов:



  1. Не ставь лишних точек. Не строй 2 примитива там, где можно обойтись одним. Любая лишняя точка ухудшает плавность кривой, создает паразитные искажения и снижает пригодность пути к редактированию. Кроме того, это лишние движения мышью и потеря времени.
  2. Не жадничай. Ставь точку, если она нужна. Если участок контура невозможно передать одним примитивом, разбей его на несколько.


Многовариантность построений или, Чей путь лучше?

Дайте картинку десяти цветокорректорам — и вы получите десять вариантов этой картинки. Все они могут быть хороши, но все они будут разными. То же самое происходит и с обтравкой: сколько человек будут контурить картинку — столько различных путей получится. Даже один и тот же человек, обтравливающий одно и то же изображение, будет каждый раз делать другой путь.



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

На рисунке приведены два варианта обтравочного контура для одной и той же фигуры. Их можно условно назвать контур «по скатам» и контур «по гребням» волны. Оба они имеют право на существование. Какой выбрать, зависит от множества факторов: привычки и
пристрастия контурящего, точки «входа» пути на волну (если первая точка контура, попавшая на волну, будет находиться на гребне, то, скорее всего, дальше контур пойдет по гребням, если на скате, то по скатам), особенностей конкретной фигуры и т.д.



Этот простой пример хорошо иллюстрирует основную идею обтравки: неважно, как конкретно вы построили путь, важно, чтобы он хорошо передавал требуемую форму и был построен быстро.



Несколько размышлений о практической работе с путями

Про точки перегиба и точки перелома.



Точки перегиба (имеющие связанные направляющие) вам будут попадаться постоянно, точки перелома — изредка, и перед тем как их поставить, вы должны четко определиться: «Да, это именно точка перелома, и я ставлю ее совершенно осознанно». Лишние точки
перелома создают отталкивающее ощущение будто картинка вырезана ножницами.



Точки перелома можно разделить на внутренние (когда угол, задаваемый контуром, направлен внутрь изображения) и внешние (когда угол, задаваемый контуром, выступает из изображения). Внутренние встречаются достаточно часто. Например, на пересечении объектов: столб на фоне горизонта; карандаш в руке; нога, закинутая на ногу; линейка, лежащая на краю листа, — все эти объекты дадут на пересечении внутренние точки перелома.



С внешними ситуация обстоит гораздо сложнее. Они возникают, только если объект имеет ОЧЕНЬ острую кромку. Природе свойственна плавность линий, поэтому на природных объектах внешние точки перелома возможны только на защитных органах растений и животных и сколах хрупких материалов. Над вещами, созданными человеком, довлеют два фактора: несовершенство обработки и материалов, безопасность применения предметов. Поэтому на рукотворных объектах внешние точки перелома возникают или на режущих кромках (инструменты, оружие) или на достаточно плотных материалах после механической обработки (свежеобрезанный лист бумаги, обработанная на металлорежущем станке металлическая заготовка и т.д.).



Свою лепту вносит и масштаб предмета: на фотографии букета точка перелома на кончике шипа розы не только уместна, но и необходима. Когда тот же самый шип сфотографирован на весь кадр вместе с сидящей на нем тлей, точке перелома на нем не место.



Про длину направляющих



Из предыдущего повествования должно быть понятно, что практически все точки контура должны иметь связанные между собой направляющие (за исключением отдельных точек перелома, поставленных осторожно и осмысленно). Их направление определяется контуром объекта, а вот о длине стоит поговорить отдельно.



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

Если отрезок имеет достаточно большую кривизну (см. левый рисунок), вопросов не возникает: длина направляющих определяется кривизной примитива. Но если кривизна отрезка невелика (он близок к прямой), то на первый взгляд длина направляющей ничего не определяет и может быть любой — от сколь угодно малой до равной длине самого отрезка (см. центральный рисунок).



Такая ситуация возникает, когда длина предыдущего отрезка сильно отличается от длины текущего. Поставив точку, вы вытягиваете из нее пару усов таким образом, чтобы посадить на контур предыдущий отрезок. Следующий отрезок кажется почти прямым и возникает соблазн не поправлять выходную направляющую (пропустить пункт 3а), а сразу перейти к построению следующей точки. В результате, если предыдущий отрезок был существенно короче текущего, направляющая получается маленькая, а если длиннее — большая по сравнению с длиной текущего отрезка. Вот здесь и кроется небрежность, граничащая с ошибкой.



Путь становится трудноуправляемым. И даже при незначительных отклонениях позиции такой направляющей от оптимальной возникают неприятные искажения гладкости пути. Если направляющая слишком короткая, искажения появятся возле ее собственной опорной точки, если чересчур длинная — на противоположном конце отрезка.



По опыту работы могу порекомендовать делать каждую такую направляющую 20-40%% от длины отрезка (см. правый рисунок). Точное понимание необходимой длины придет со временем.



Про скруглённые углы



Поскольку внешних точек перелома (т.е. внешних углов с очень острой кромкой) достаточно мало, а самих внешних углов хоть отбавляй, мы неизбежно приходим к необходимости строить скругленный угол. Есть несколько вариантов таких построений, и часть из них явно неудачные. Давайте их разберем.



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

Первое, что приходит в голову начинающему обтравщику (и я сам на заре туманной юности не был исключением) — это поставить одну опорную точку в вершине угла, а потом просто растянуть из нее небольшие направляющие. На рисунке 1 хорошо видны негативные последствия таких действий: искажается форма сторон угла (они приобретают некоторую «бочкообразность»). При этом в вершине угла путь имеет большую кривизну (малый радиус округления), что воспринимается глазом как надлом контура. Полученный контур соответствует скорее не углу, а некоторой самостоятельной фигуре с контуром переменной кривизны, из чего можно сделать заключение: данный вариант построения неприемлем для задания контуров скругленного угла, но может применяться для построения контуров некоторых самостоятельных элементов изображения (таким приемом удобно контурить, например, лепестки
некоторых цветков или лопасти винтов самолетов).



Для защиты сторон угла от искажений можно поставить на входе и выходе из зоны скругления дополнительные опорные точки (рисунок 2). Тут нас подстерегает вторая ошибка: из этих точек часто забывают вытянуть направляющие. Таким образом, возникают неоправданные точки перелома. Я специально немного сдвинул угловую точку, чтобы сделать более заметными искажения пути на
выходе из зоны округления.



Растянем направляющие из граничных точек зоны округления (рисунок 3). Мы устраним эти искажения, но полученный контур все еще далек от оптимального. Наличие центральной точки в зоне округления приводит к тому, что длина направляющих у всех трех точек маленькая, контур трудно управляем, центральная точка лежит на плавной кривой практически постоянной кривизны, и поэтому является лишней и может быть безболезненно удалена (рисунок 4).



Итак, методом последовательных приближений, мы пришли к оптимальному построению: оно содержит минимум точек (т.е. минимум времени на построение), не искажает контур объекта (стороны угла прямые, округление плавное), обеспечивает хорошую управляемость пути (незначительные отклонения позиции направляющих от оптимальных не вызывают сильных искажений пути).



Еще один плюс такого построения: радиус скругления угла можно регулировать, не меняя позиции опорных точек, а изменяя только длину направляющих. Поэкспериментируйте: меняйте соотношение между расстоянием от опорных точек до вершины угла и длиной направляющих, посмотрите, как ведет себя путь, и приступайте к работе. По мере накопления опыта вы научитесь безошибочно определять оптимальные пропорции для различных форм округления.



Про прямые


Человек устроен так, что получает информацию с помощью глаз, а воспринимает с помощью мозга. Что из этого следует? Мы воспринимаем картинку не объективно, такой, как она есть в реальности, а субъективно — додумывая некоторые вещи на основе наших знаний и опыта. Мы знаем, что: линия горизонта — прямая; веревка, на которой подвешен груз (отвес) — прямая; угол дома — прямая; и т.д. Глядя на фотографию, мы воспринимаем все эти объекты как прямые линии... пока дело не доходит до обтравки.



Неидеальность моделей, оптические искажения — все это приводит к тому, что на фотографиях не остается НИ ОДНОЙ прямой линии, все они имеют кривизну. Кривизна эта может быть очень маленькой, но она будет обязательно, и реальный контур на фотографии никогда не совпадет с математически заданной прямой. Если отрезок контура маленький по сравнению с размером изображения, кривизной можно пренебречь, но если он достаточно большой, при обтравке нам придется строить кривую.



Работы с путями (Path) в Adobe Photoshop

Из приведенного рисунка легко понять, как можно просто решить эту проблему:


  • Линия, воспринимаемая нами как прямая.

  • Попытка аппроксимировать ее математически заданной прямой.

  • Решение вопроса кривизны.


Поставьте в центре отрезка пути дополнительную опорную точку, растяните направляющие в соответствии с общим правилом 䋠-40%%», позиционируя среднюю точку и ее направляющие, посадите путь на контур объекта.



Замечу, что я описал все действия в последовательности, облегчающей понимание. В реальности вы должны все это проделать мысленно, а путь строить по обычной последовательности: начальная точка — средняя точка вместе с направляющими — конечная точка.



Наличие такой «средней точки» облегчает управление путем: вы можете подвинуть его на «прямом участке», не затрагивая граничных точек, которые завязаны на задание соседних отрезков контура, так что изменение их положения может быть нежелательным.
От себя могу добавить только одно пожелание: ставьте «среднюю точку» на всех достаточно протяженных псевдопрямых участках, даже если их кривизна очень мала. Это выработает необходимый навык автоматизма грамотного построения пути.



Про отклонение обтравочного пути от реального контура объекта. Техническая сторона вопроса.



Контур объекта — это просто кладезь всевозможных дефектов и искажений. Нерезкость при непопадании в ГРИП, дифракция света, паразитные блики и рефлексы, хроматические аберрации объектива, следы от шарпинга — все это в большей или меньшей степени вы найдете на границах объекта.



Обтравка — хороший повод и возможность избавиться от этих искажений или хотя бы их части, наиболее бросающейся в глаза. Единственный момент: определитесь сразу, как вы будете использовать путь, чтобы понять, как его строить. Если вы собираетесь вырезать изображение точно по контуру пути, при его построении вам придется отступить от реального контура объекта, сразу срезая все дефекты, которые вы решили удалить. Если вы собираетесь применить дополнительные приемы (например сделать по пути выделение и «завалить» его внутрь), стройте путь по реальному контуру объекта, срезая лишь самые большие дефекты.



Из личной практики:


  • Никогда не травите объект при масштабе изображения на экране 100% и меньше. Или получится неаккуратно, или потеряете много времени на попытки посадить точки пути на контур.

  • Оптимальный масштаб изображения на экране при обтравке объектов без мелкой детализации, снятых крупным планом — 200%.

  • Объекты с мелкой детализацией или снятые средним планом — 300%.

  • Очень детализированные объекты (или стоит задача сделать очень реалистично) — 400%.

  • В дальнейшем увеличении смысла нет, так как все равно никто это не рассмотрит.


Про степень детализации при обтравке. Художественная сторона вопроса.



Вырезание объекта дает возможность не только избавиться от ненужных элементов изображения (например: шнур питания, торчащий из-за электроприбора, или «лишние» листики на ветке), но и приукрасить действительность, подтянув контур объекта к идеальному. Степень такой идеализации зависит только от вас.



Чем точнее вы сохраните исходный контур, тем более жизненно (вплоть до отталкивающих проявлений этой жизненности) будет выглядеть объект. Чем сильнее вы сгладите контур — тем искусственнее и сказочнее он будет смотреться.



Из личной практики: мы однажды, делая фотографию одной довольно известной женщины, рисовали ей талию, срезая с каждого бока куски шириной почти в ладонь. А потом мои знакомые, встретив эту картинку в магазине, говорили мне: «Да ладно, не такая уж она и толстая, как ты говорил».



Занимаясь художественной коррекцией контура, не забывайте одну очень важную вещь: контур — как художественный объект — живет не сам по себе, а в тесном взаимодействии с изображением объекта.



Простой пример: женщина в юбке, юбка сборит на бедрах, в результате мы видим эти сборки на изображении (за счет игры света и тени) и на контуре (волнистая линия с большой высотой волн). Оставлять, как есть, нельзя — явно видно, что размер юбки маловат, сидит она плохо, женщина для нее толстовата; одним словом — ужас. Обрезать контур гладкой кривой тоже нельзя: мозг человека сопоставит волнистую картинку и гладкий контур, обнаружит несоответствие, и, даже если наблюдатель этого не осознает, выдаст сигнал тревоги: смотришь на картинку и не понимаешь, вроде все нормально, но что-то «ломает».



Лучший выход в такой ситуации: сохранить волнистость контура, но сделать его более гладким (уменьшить высоту волн). Мозг отметит наличие сборок на картинке, оценит их глубину и размеры по волнистости контура и выдаст заключение: сборки есть, они не глубокие, их наличие в этом месте нормально, юбка сидит хорошо, женщина стройная — все в порядке.



Можно сформулировать одно достаточно простое правило: чем более искусственным по своему происхождению и новым является объект и чем из более твердого материала он сделан, тем сильнее можно сглаживать контур, сохраняя натуральность общего внешнего вида. Чем менее искусственным и новым является объект и чем из более мягкого материала он сделан, тем меньше возможность сгладить контур, сохраняя натуральность общего внешнего вида.



Редактирование путей

Перед тем, как обсуждать использование путей в работе, давайте скажем пару слов о том, что можно делать с самими путями, как их редактировать.



Во-первых, править любой путь можно вручную. Если это незначительная коррекция, всё сведётся к небольшим манипуляциям с опорными точками и направляющими. Если требуется существенно изменить какой-то участок пути (например: контурили цветок, сразу отрезали листик, а потом решили его сохранить), удобнее будет поставить крайние точки исправляемого участка, удалить старый контур этого участка и, кликнув на одной из крайних точек пути (обязательно убедитесь, что вы продолжаете строить существующий путь, а не строите новый), продолжать его построение «с чистого листа».



Во-вторых, редактировать пути можно стандартными средствами Photoshop. Когда путь активен, меню Edit \ Transform превращается в Edit \ Transform Path. Таким образом, к пути можно применять все стандартные трансформации, аналогичные трансформациям изображения.



Важно помнить:


  • если на палитре Paths выделен путь, но ни один из его контуров не активен (не выделен при помощи инструментов Path Selection Tool или Direct Selection Tool) — трансформироваться будут все контуры пути;

  • если выделена только часть контуров или их отдельные элементы — трансформироваться будут только эти контура или элементы.


В-третьих, путь можно править с помощью Adobe Illustrator. Остановимся на этом способе поподробнее.



Построив путь, дайте команду File \ Export Paths to Illustrator. В дополнительном меню вы можете выбрать, какой из путей, находящихся на палитре Paths, вы хотите экспортировать, либо экспортировать все пути одновременно. В результате выполнения этой команды, вы получите файл ***.AI, который сможете открыть в Illustrator.



После открытия в Illustrator переключитесь в режим отображения View \ Outline — и вы увидите ваш путь и четыре пары нарисованных под прямым углом друг к другу черточек. Это метки реза, они задают границы исходной картинки. Дайте команду Object \ Crop Area \ Release — вместо меток реза на экране появится прямоугольник, соответствующий границам исходной картинки. Ни в коем случае не удаляйте его и не сдвигайте относительно него экспортированные пути — после всех необходимых преобразований путей он позволит вам быстро и безболезненно вернуть их в исходную картинку, избежав проблем с позиционированием.



Когда вы будете готовы вернуть пути обратно в Photoshop, просто выделите их вместе с задающим формат прямоугольником, скопируйте (Copy) и вставьте (Paste) в Photoshop. В появившемся меню Paste выберите опцию Path. Ваш путь, скопированный из Illustrator, будет вставлен в активный в данный момент путь на палитре Paths, или, если ни один из путей в данный момент не активен — в созданный заново путь Work Path (не забудьте, что такой путь может быть только один, и, если он уже был в вашем файле, старый путь Work Path будет уничтожен вместе со всем содержимым).



Важно!!! Обратите внимание. При любых операциях вставки (Paste) Photoshop позиционирует центр вставляемого объекта по центру видимой на экране области изображения. Поэтому, чтобы путь встал на прежнее место, необходимо, чтобы на экране была видна вся картинка. Проще говоря, перед тем, как вставлять путь, дайте команду View \ Fit on Screen (Cmd+0). Прямоугольник, соответствующий границам картинки, отцентрируется по этим же границам, а вместе с ним на свое место встанут все пути. В конце всех операций не забудьте удалить этот прямоугольник.



Теперь вернемся к главному вопросу: ради чего мы городили весь этот огород и что же можно делать с путями в Adobe Illustrator? Возможности обработки кривых в Illustrator гораздо богаче, чем аналогичные возможности в Photoshop, что вполне естественно для специализированной программы. Вы можете воспользоваться любыми из них. Какими конкретно зависит только от стоящей перед вами задачи и вашего воображения. Чтобы подтолкнуть его, приведу несколько примеров.



Пример 1. Равномерное «раздувание» пути наружу или «заваливание» его внутрь.



В полиграфии существует такое понятие: «вылет». Если изображение стоит в край обрезного (или, что аналогично, вырубного) формата, оно должно продолжаться за линией реза (высечки) на некоторое расстояние (обычно 2-5 мм). Делается это для того, чтобы при отклонении ножа (штампа) от заданной линии реза (высечки) — а такое отклонение бывает всегда из-за погрешностей оборудования — у картинки не образовалась по краю белая полоса.



Для вырубки фигуры я построил путь по ее контуру (в дальнейшем этот путь использовался при изготовлении штанц-формы), штампом «растиснул» изображение фигуры по краю. Теперь мне надо обрезать изображение на расстоянии 2 миллиметра от контура высечки, чтобы все выглядело аккуратно и работать печатникам и высекальщикам было легче. То есть, мне нужен путь, отстоящий на 2 миллиметра наружу от уже имеющегося.



Экспортирую контур высечки в Illustrator, выделяю его, даю команду Object \ Path \ Offset Path, в поле Offset появившегося меню задаю 2 mm, удаляю исходный путь, новый путь перебрасываю в Photoshop. Задача решена.



Обратная ситуация: делаю изоляцию, строю путь для вырезания предмета. При вырезании слегка размываю границу, чтобы не было эффекта «картинки, вырезанной ножницами». При этом я хочу сохранить для заказчика путь, по которому он сможет качественно вырезать картинку. Оставлять уже построенный путь нельзя — из-за размытия границы картинки при вырезании по этому пути на границе объекта получится тоненький ореол, имеющий цвет фона. Решением проблемы может стать новый путь, равномерно «заваленный» внутрь относительно исходного на 1-2 пикселя.



При разрешении картинки 300 dpi один пиксель имеет размер 25,4 мм / 300 = 0,09 мм. Производим все операции, описанные выше, только в поле Offset вводим значение -0,09 mm (-0,18 mm если надо сдвинуть путь на 2 пикселя). Задача решена.



Пример 2. Пересекающиеся друг с другом и самопересекающийся пути.



Предположим, передо мной стоит задача оконтурить свадебные кольца. Все помнят, как выглядит такой объект. При обычном подходе мы сначала обтравили бы их общий контур, а после этого начали бы травить «дырки». Этот вариант совершенно «честный» и имеет право на жизнь, однако, есть одно НО.



Построить контур правильной фигуры (например, круга) из отдельных частей так, чтобы визуально он не выглядел поломанным, достаточно сложно. Во всяком случае, гораздо сложнее, чем построить этот контур целиком. Я пойду простым путем: построю контуры для каждого кольца отдельно. Таким образом, я получу четыре пересекающиеся окружности — по одной внешней и одной внутренней для каждого из двух колец. Чтобы избавиться от пересечений и получить общий контур, я экспортирую полученный путь в Illustrator.



Выделю кривые, соответствующие внутренним контурам, и вытащу их наверх командой Object \ Arrange \ Bring to Front. Дальнейшие манипуляции будут происходить на палитре Pathfinder: для каждого кольца я выделю оба контура (внутренний и внешний) и дам команду Subtract from shape Area (не забывая зажать при этом Alt). Затем выделю обе получившиеся фигуры и дам команду Add to shape Area (не забывая зажать при этом Alt). Верну путь в Photoshop. Задача решена.



Вам кажется, что это слишком сложный путь для обтравки обручальных колец? Хорошо, подождем, пока вам не придется контурить олимпийские (надеюсь, все помнят, как выглядит эмблема олимпийского движения).



Похожая ситуация возникает при обтравке длинных гибких предметов, свернутых в несколько больших петель. Проще говоря, веревка или провод, свернутые в несколько свободных больших колец, лежащих друг на друге. В такой ситуации образуется много точек самопересечения и, соответственно, много внутренних областей фона, подлежащих вырезке.



Я использую такой же подход, как в случае с кольцами: буду контурить веревку целиком. Начиная с одного её конца, контурю всю ее «левую» сторону, закругляю контур на втором конце, контурю всю «правую» сторону и, дойдя до первого конца веревки, замыкаю контур.



В результате получается контур с множественными самопересечениями, следующая задача — избавиться от них. Для этого: экспортирую путь в Illustrator, выделю его и дам команду Add to shape Area (не забывая зажать при этом Alt). Верну путь в Photoshop. Задача решена.



Пример 3. Контурение объектов постоянной ширины.

Рассмотрим фотографию той же самой веревки. Если она сделана «в лоб» (то есть перспективные искажения малы) и имеет практически постоянную ширину, можно поступить еще проще. Вместо того, чтобы контурить обе ее границы, я просто построю осевую линию (кривую, проходящую по центру веревки), измерю ширину веревки (пусть она будет равна X мм) экспортирую путь в Illustrator, выделю его, на палитре Stroke задам параметр Weight равным X mm, дам команду Object \ Path \ Outline Stroke (или Object \ Expand), дам команду Add to shape Area (не забывая зажать при этом Alt). Верну путь в Photoshop. Задача решена.



Еще более впечатляющим действие этого метода будет, если мне надо оконтурить сетку. Вместо обрисовки каждой составляющей ее лески (я уже не говорю про контурение «дырочек») я построю для них осевые. Далее по тексту, приведенному выше. Мало того, что количество работы по построению сокращается в два раза, сетка будет выглядеть более аккуратной за счет постоянной ширины лесок. Не переживайте за натурализм изображения: он будет достигнут за счет изгибов лесок, а постоянство их ширины просто уберет с картинки ненужное дребезжание.



Вы считаете, что приведенные мной примеры надуманы и в реальной жизни не встречаются? Поздравляю вас — вы проживете еще много счастливых лет, так как вы еще очень молоды. Все приведенные выше примеры взяты мной из опыта моей собственной практической работы.



Возможно, в будущем подобные операции можно будет проводить прямо в Photoshop'е. Это еще не повод отказываться от возможностей обработки путей, предоставляемых Illustrator'ом. Photoshop и Illustrator всегда были программами-братьями, а после коренной переделки интерфейса Illustrator'а (это произошло в его восьмой версии) «под Photoshop» они, можно сказать, стали близнецами. И выражается это не только во внешнем сходстве. В наше время вы вряд ли найдете специалиста, владеющего одной из этих программ и совершенно не знающего другой. Поэтому параллельно с Photoshop'ом обязательно изучайте Illustrator. Будет просто
обидно, если, освоив работу с кривыми Безье (краеугольным камнем любого векторного редактора), вы остановитесь перед изучением набора дополнительных палитр и команд.




Йэсть исЧО ПродолЭНИЭ --- Ч И Т А Т ь


© Андрей Журавлёв

Апрель 2008 г.

Первоисточник:
http://www.microstock.ru/articles/72.html

Редакция - сентябрь 2009 г.



@музыка: ее сейчас нет, нет, нет... рядом со мной.

@настроение: хуйПЗЯ учите теорию

@темы: ":, ": изолят", ": инструмент перо", ": пути", ": фотография", ":редактирование", Adobe Photoshop"